35АС-018
Каталог статей
Меню сайта


Категории раздела
Мои статьи [11]
Статьи участников [28]


Наш опрос
КАКАЯ у ВАС АС?

Всего ответов: 3611


Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
SilasMare


Форма входа
Логин:
Пароль:


Поиск


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас, Гость · RSS 11.12.2017, 08:46
    Главная » Статьи » Статьи участников

    Доработка 35АС-212 с родными динамиками и переключателями. Часть IV.
                                                           Доработка 35АС-212 с родными динамиками и переключателями. Часть IV.
     
    После опубликования третьей части моих статеек о доработке 35АС-212 на форум пришло много всяких вопросов по схеме рис.11, но один попал в уязвимую точку. Респондент Antimalush резонно заметил, что в максимальном положении переключателей S1 и S2 СЧ и ВЧ динамики ничем не ограничены и играют изо всех своих сил, что в данной структуре фильтра приводит к большой неравномерности АЧХ в области СЧ и ВЧ. Аналогичные мысли уже бродили и в моей голове. Я предложил ему исправить ситуацию путём введения в эти положения переключателей дополнительных делителей, и опубликовать это решение, но он уклонился. В своём последнем посте он заявил, что для разработки своей схемы переключателей будет использовать структуру фильтра рис.8, и опять попал в чувствительную точку, ибо такой вариант я уже готовил. Так как идея начинает «овладевать массами» и не мне одному в голову приходят светлые мысли, то приходится торопиться с публикацией.
     Итак, по существу. Опыт эксплуатации акустики со схемой рис.8 показал, что иногда возникает перегрузка ВЧ динамика в области перекрытия с СЧ динамиком. Желательно всё-таки передвинуть частоту раздела СЧ-ВЧ повыше, в область 5 – 7кГц. Для этого надо уменьшить ёмкость С1+С6 и индуктивность L2. Но при этом отдача СЧ динамика неприлично возрастает, и её приходится гасить, уменьшая сопротивление резистора R1 параллельно СЧ динамику. А вот шунтирование ВЧ динамика резистором R2 приходится ослаблять, поскольку при уменьшении С6+С1 снижается уровень энергии, подводимой к ВЧ динамику. При этом эквивалентное сопротивление СЧ звена уменьшается, следовательно приходится уменьшать и L1. В итоге получилась следующая схема:
    Звучание улучшилось в области ВЧ. Перегрузки пропали. Бисер тарелочек стал совсем мелкозернистым. Панорама стала более объёмной, что конечно порадовало. В конце прошлого года на меня свалились колонки 35АС-015 с пассивным диффузором вместо фазоинвертора. Интересное решение, по своим свойствам стоящее между закрытым ящиком и фазоинвертором. Набор динамиков такой же, как и у 35АС-018. Надо было их починить, доработать и настроить. Не долго думая, я доработал в них фильтры по рис.8.1. Послушал. Мало баса. Уменьшил L1, R1 и С5. Опять послушал. Классно получилось. Колонки даже переиграли мои любимые 35АС-018 по панораме, по локализации каждого источника звука, по чёткости переходных процессов, по искажениям, ну и главное по эмоциональности. Хотелось слушать и слушать. А схема фильтра получилась вот такая:
     Уменьшение L1, R1, C5 относительно схемы на рис.8.1 позволило выровнять звуковое давление в НЧ и СЧ диапазонах, т.е. уменьшить неравномерность АЧХ колонки в данном акустическом оформлении, что сразу сказалось на качестве звука.
     Осталось скрестить полученную оптимизированную для определённого набора динамиков (4-8-16 Ом) схему с переключателями АЧХ по СЧ и ВЧ, применёнными в колонках 35АС-1, 35АС-212 и их 4-омных клонах. Для других наборов динамиков (4-8-8 Ом, 8-16-25 Ом или 8-8-8 Ом и т.п.) номинальные значения всех элементов фильтра будут совсем другими. И это отдельная тема. Будут объекты для исследований – будет материал для публикации.
     Итак, первая попытка создания такого симбиоза была предпринята в предыдущей статье. Хотелось обойтись минимальными действиями, но проявились уязвимости. Делаю вторую попытку, но уже с других исходных позиций. На рис.12 изображена схема, в которой резисторы, управляющие чувствительностью ВЧ и СЧ звеньев в выше описанных схемах, принимают с помощью указанных переключателей 3 значения, что также позволяет оперативно подстраивать АЧХ колонки под условия прослушивания, как и в исходной схеме на рис.11. Изменения L1 и С5 относительно схемы на рис.8.1 обусловлены акустическим оформлением ящика (длинный изогнутый фазоинвертор). У меня конечно возникли сомнения в его оптимальности, но доказательств пока недостаточно, чтобы что-то изменять в его конструкции. Резисторы в делителях СЧ и ВЧ подобраны таким образом, чтобы оптимальная АЧХ (с моей точки зрения) была в среднем положении переключателей. Несогласные пусть подбирают свой набор корректирующих резисторов.
     Звучание колонок 35АС-212 сильно изменилось после доработки фильтра. Бас стал мягким и упругим (а ведь как народ на форумах ругается на вязкость и бесформенность баса в этих колонках), почти пропали искажения по ВЧ, а середина просто расцвела. Ну и панорама цепляет с первых звуков. Не верите – проверьте, всего лишь перепаяв фильтр.
     Сей трактат составлен 30.01.2013г. Автор: Николай Васильевич. Nivaga.
     
     P.S. Итак, получив высокие качественные показатели звучания АС на динамиках 30-летней давности и конденсаторах 50-летней выдержки (МБГО) с высокой повторяемостью в разных акустических оформлениях, можно считать, что модельный этап (или эскизный проект) по разработке оптимального фильтра для 3-х полосных АС в основном закончен, и можно приступать к метрологии, сертификации и наконец к серийному производству на современной элементной базе. Подобные рассуждения витают в моём окружении, но никто не может дать ответ на вопрос: а есть ли потребность в такой продукции? Изделие не сложное, все комплектующие производятся, организовать производство вполне возможно, но какого объёма? И при какой цене готовой продукции это производство станет рентабельным? Вот если бы уважаемый Завхоз организовал бы на этом сайте виртуальный стол заказов на 3-х полосную акустику с фильтром Nivaga или каким-то другим, но из российских деталей, на российских динамиках и из российской ДСП с фанерою. И за какие деньги такую продукцию готовы покупать? Если список заказов станет внушительным, то можно выходить на спонсоров, на правительство Москвы или другого региона с вопросом восстановления производства бытовой аппаратуры. Если список будет жиденьким, то будем продолжать копошиться на нынешнем любительском уровне, тихо радоваться китайским новинкам и шумно восхищаться звучанием винтажной техники, называя их грубые и мелкие ошибки «изюминками».
     
     
    Категория: Статьи участников | Добавил: 35ac-018 (31.01.2013) | Автор: Nivaga E
    Просмотров: 17231 | Рейтинг: 4.1/21
    Всего комментариев: 0
    Сайт управляется системой uCoz