35АС-018
Каталог статей
Меню сайта


Категории раздела
Мои статьи [11]
Статьи участников [28]


Наш опрос
КАКАЯ у ВАС АС?

Всего ответов: 3611


Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Форма входа
Логин:
Пароль:


Поиск


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас, Гость · RSS 11.12.2017, 08:41
    Главная » Статьи » Статьи участников

    Этапы большого пути. Или опыт доработки «доработанного» Брига. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
                                                                                                                                             Этапы большого пути.
                                                                                                                       Или опыт доработки «доработанного» Брига.
                                                                                                                             ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

    Предпосылка:

    Давно хотел купить усилитель, но как то теоретически, как то неконкретно. Но вот в один прекрасный момент озадачился реально.Почему бы нет?  Созрело решение остановиться на Бриге-001. Усилитель мечты. Я в 1983 году  закончил институт и достаточно плотно занимался разработкой аналоговой техники в том числе и усилительной. Из  набора однокласников (Барк, Корвет, Одиссей) Более понравился Бриг-001. Долго читал в интернете форумы и блоги, разобрался с редакциями и версиями схемных решений но не стал искать именно какого-то года допустим импортной сборки и т.д. Решал вопрос какой купить оригинальный, без переделок или уже доработанный. Подумал, если возьму старичка то придется лезть в него менять конденсаторы, ну а там не удержаться J захочется поменять транзисторыJВыбор пал на  доработанный Бриг 001 1986 года выпуска. Купил.

    Дано:

    - Бриг 1986 года выпуска,

    - УМ на микросхеме,

    - ВМ без схемы плавного пуска,

    - упрощенная схема РБ 

    - с модернизациями.

    - довольно приличный внешний вид

    Источники звучания:

    - на входе – моя достаточно обширная аудиоколлекция MP3 музыки и кинофильмов. В основном с аудиовыхода компьютера

    - на выходе S-90 (35АС 212) 1982 года в первозданном виде

    - провода – полное дерьмо и сопли.

    - на входе – моя достаточно обширная аудиоколлекция MP3 музыки и кинофильмов. В основном с аудиовыхода компьютера

    - на выходе S-90 (35АС 212) 1982 года в первозданном виде

    - провода – полное дерьмо и сопли.

    Отношение к звуку:

     Я не аудиофил, обычный слушатель, на слух я не могу отличить существенного улучшения звучания АС при замене припоя в монтаже с обычного олова на серебросодержащий, и при замене проводов обычного аудиокабеля на бескислородную медь или монокабель. Не могу на слух сказать допустим что данная реализация схемы дает недостаточное затухание на 64 гармонике J. Не поддерживаю точку зрения что усилитель нужно слушать на линейной АЧХ без коррекций. Коррекции должны быть в аудиотракте но без фанатизма. Ровно настолько чтобы исправитьнелинейности уха и др элементов звукового тракта, ну и допустим если очень нравится – то немного подкрасить звук J, Ведь музыку то слушаем для удовольствия для настроения J

    Параметры звуковой картины удовлетворяющей каждого слушателя сугубо индивидуальны и субъективны. Любовь к буханью и цыканью осталась для меня в прошлом. Сложились определенные предпочтения к качеству звуковой картины. (не буду их здесь перечислять дабы не плодить холивар). Отличаю звучание обычных произведений китайского аудиопрома от хороших аппаратов без труда J. Почему то (мож по ретроградству) отдаю предпочтение схемным решениям на дискретных элементах. Не нравятся мне интегральные усилители. С большой долей скепсиса отношусь к аудиофильским и снобистским байкам на уровне дилетантизма или полного отрицания технических реалий электронного воспроизведения звука.

    Предпосылка к вскрытию (анамнез):

    - периодическое мигание индикатора перегрузки левого канала, раз в 4 секунды на одну секунду включается

    - жесткое,очень жесткое звучание на мощности более 6 Wt, на уровне сильных искажений (ограничение) по правому каналу

    - сильно греются радиаторы в покое, и при малой мощности

    - сильно заметный фон 100 Hzуже при среднем уровне громкости (30%). При  открытом  входе сильный фон, помехи, как будто чувствительность задрана и вход сделан неэкранированными проводами или отвалилась земля.

    - Неразборчивое плоское бесцветное звучание

    - Упрощения схемы коммутации, отход от оригинала J исключение некоторых элементов звукового тракта

    Для упрощения описания ссылаться буду на номиналы относительно одного канала. Статья эта скомпилена из разных моих записочек, которые я документировал по мере выполнения работы, так что если в процессе копипаста где-то попадутся ссылки на обозначения элементов схемы электрической принципиальной в скобочках это значит другой канал J. Материалы по статье, отдельно сделаю еще и архивом. (ZIP)

    Результаты вскрытия:

    - Я намеренно не пишу подробно все изменения обнаруженные мною и выполненные предыдущим специалистом, чтобы не замусорить общую картину деталям, а в конце статьи я приведу подробный перечень изменений с номиналами и с разбивкой по блокам.

    Общее впечатление об изменениях выполненных предыдущим специалистом:

    - Изменения выполнялись человеком технически грамотным. Который дружит с паяльником и имеет определенный уровень знаний. У меня сложилось впечатление, что изменения вносились на уровне хавтушек (HowTo)надерганным из разных источников и просто из расхожих мнений, что вот так оно обычно бывает лучше. Без особого вникания в саму физику изменений, и согласуются они между собой или взаимоисключающие. Есть ощущение что делались они не для себя, а как будто усилитель готовился на продажу, т.е. сделано то-то и то-то улучшено практически все, а вот работает оно или нет – не важно J. Материальная база похоже имела ограничения ввиду удаленности расположения владельца. Это г. Кемерово. Т.е. были моменты когда видно что ставилось то что есть, а не то что хотелось бы J. Ну и конечно техническая эстетика внутреннего вида, вылизывание монтажа и др моменты когда делают для себя – отсутствуют J

    - Итак приступим: См рис1  общий вид и рис2 – с развернутыми платами ВС и ВМ. На рис 2 банки уже поменяны мною. Оригинальные банки см на рисунке 3 и рисунке 4

    - Конденсаторы заменены на импортные аналоги практически во всех местах, касающихся прохождения звука, марка конденсаторов Hitanoи CapXon, кое-где Jamicon, поверх – установлены шунтирующие пленочные.

    - Трансформатор – добавочные обмотки подключены (питание проучается практически 2 по 40V)

    - ВМ – заменен C2 и установлены шунтирующие конденсаторы на диды моста

    - Шунтирующие конденсаторы установлены практически во все места схемы где хотя бы предположительно они могут оказать положительное влияние J

    Рисунок 1



    - ВС – выпрямительные диоды заменены, а вот конденсаторы C1 и C3 оставлены старые их можно видеть на рисунке 4.  (на рисунке  2 видны уже мои замены)

    - УМ – заменены транзисторы выходного каскада, предоконечного, и драйверный, также заменены операционники на импортные аналоги. Удалены или изменены некоторые корректирующие цепи, например конденсаторы вольтодобавки C18 были удалены. Подстроечники тока покоя заменены на постоянные резисторы, диды защиты оконечных транзисторов VD15, VD16 заменены. Изменена схема питания ОУ
    - УС – заменены все транзисторы КТ3102 на импортные аналоги, остальные оставлены родные.

    - УТ – заменены все транзисторы КТ3102 на импортные аналоги, остальные оставлены родные.

    - РБ – удалены резисторы R11, R14

    Рисунок 2


    Рисунок 3


    Рисунок 4


    Конструктивные изменения которые я обнаружил:

    - Регуляторы громкости и тембров в удовлетворительном состоянии, слегка потрескивают при вращении. Не критично пока.

    - Печатный монтаж в хорошем состоянии.

    - Практически все пластиковые детали: шток селектора режимов, крепеж сглаживающих банок C6, C7, уплотнители ручек - рассыпались или рассыпаются. Держится на честном слове на соплях типа БФ-а и изоленте.

    - изменен конструктив крепления выходных трнзисторов к радиаторам. Мощники –другого типа корпус TO-220 по-моему, перенесены на обратную сторону радиатора,крепятся через тонкий, расслоенный текстолит с высохшей пастой, транзисторы драйверного каскада УМ - VT10 охлаждал кусок дюралевой пластины Г-образной формы.(фото УМ в разобранном виде на рисунке 7 и рисунке 8. Это фото уже с моими изменениями)

    - Исключен из схемы селектор режимов

    - Исключен из схемы селектор выходов

    - Заменены выходные разъемы для подключения АС поставлены винтовые клеммы. См рисунок 5

    - Технологическая заглушка XS8 изъята

    - Разводка от выходов УМ к разъемам АС выполнена мощным акустическим проводом 2,5 квадрата

    - Провода от регулятора громкости к входу УМ выполнены хорошим экранированным кабелем, толстым, не родной явно.

    - Поцарапанный железный корпус

    - Поцарапанная деревянная рубашка

    - Утрачены оригинальные крепления деревянной рубашки.

    Рисунок 5


    Заключение: Так сказать выписной эпикриз J больной скорее жив чем мертв.

                                                                          Приступим к приведению в чувство. 

    Основные критерии которые я пытался соблюдать при ремонте:

    - Не сокрушать кардинально того что уже сделано

    - Максисмально оставить оригинал, т.е. восстановить как можно ближе к оригиналу

    - Получить все-таки звучание которое бы меня  устраивало

    - Без фанатизма J.

    На момент выполнения работ по приведению в чувство Бриг-а, я уже обчитался разных форумов и блогов по Бригу, научился разбираться в его модификациях и существующих подходах к его эксплуатации и доработкам. Мне очень понравился материал изложенный в статье NIVAGA(Николай Васильевич) Доработка усилителя «БРИГ-У-001». Грамотный инженерный подход, уважительное отношение к работе разработчиков усилителя, четкое понимание процессов вносимых изменений. Т.е. нет такого: типа вот делай так и будет тебе счастье, а кто так не делает – дураки J.  Т.е. материал ближе к RTFMчем к HowToJ

    В моем случае я хотел исправить проблемы со звучанием, которые обнаружил в процессе эксплуатации, и которые побудили меня произвести вскрытие и заодно выполнить доработки предлагаемые автором NIVAGA. Проблемы виделись в одном. Все изменения и доработки описанные в статье были выполнены относительно оригинальной схемы усилителя, а у меня уже был достаточно переработанный экземпляр.

    Начал «от печки» как водится с источника питания и мер предосторожности.

    - Заменил банки в ВМ, поставил SAMWHA номиналом 33 000 мкФ каждая на напряжение 63V зашунтированы керамикой K73-17,

    - C2 Hitano 220 мкФ 63V, диоды зашунтированы керамическими конденсаторами (100nK). В старых конденсаторах меня смутил год выпуска 1987 см рисунок 4. Померить нечем, решил менять тупо. И заодно склеил из кусочков крепеж банок. На рисунке 2 видно уже замены.

    - Померил ток покоя выходных транзисторов -900 mA–многовато. Может быть усилитель пытались перевести в режим ABтаким способом. Я читал о таких переделках у некоторых умельцев.

    - Отключил выходные транзисторы (были установлены VT3,V5-2SA1943VT2,VT4-2SC5200)

    - Купил диэлектрические теплопроводящие прокладочки под нихНомакон 2А2318 (ТО-218, ТО-247), свежую пасту КПТ-8  ну выполнил монтаж естественно. Пока монтировал возникло сильное желание поставить аналоги в родном типе корпуса ТО-3 (как у кт818ГМ). Ноунял дрожь в руках. Пусть пока так. (рисунок 7 рисунок 8 – фото УМ)

    - Вместо предохранителей F1 и F2 поставил 2х ватные резисторы-смертники 100Ом J

    - Ну раз уж взялся за УМ то и решил продолжить с ним. Неудачно как то коротнул схему, замкнул на шасси пока мерил крутил вертел, вылетел один операционник (установлены были OPA134AP). Ну раз пошла такая пьянка – впаял «кроватки» в оба канала, исходного операционника быстро не нашел поэтому по ходу дела поменял на OPA604PA. Перед этим провернув немалую работу по изучению даташитов и подбору аналогов. OPA604PAдостаточно оптимальный вариант с полевым входом, заточенный под звук вариант ОУ. В этом вопросе помогли материалы (Бриг рабочие моменты по материалам FAK .doc, Обзор и сравнение микросхем ОУ.pdf, OPA604 datasheet.pdf, OPA132 datasheet.pdf). Материалы по ссылкам смотри в архиве. Как я понял, подбирая замену операционника – OPA134, – это частный вариантOPA132. Т.е. отбраковка, которая позиционируется как типа звуковой операционник, хотя OPA132 это высокоточный высокоскоростной многофункциональный операционник с полевым входом, а про OPA134 написано чтоон типа TRUEFETinput, уж не знаю что за этой формулировкой. Ниже привожу схему по которой было реализовано питание операционников в моем усилителе предыдущим специалистом. Наверное из лучших побуждений, но на мой взгляд – перестраховка. Трогать ничего не стал. См рисунок 6

    Рисунок 6




    С   Сорри за качество рисунка. От руки. Рабочие моменты. Все это выполнено стоячим монтажем. Конденсаторы располжены с обратной стороны платы УМ. Можно разглядеть на рисунке,8 (обведено красным). ОУ в кроватке и стабилитроны на рисунке 7. Криво конечно но есть такая истина – «не трожь руками рабочий агрегат»J. Не стал трогать.Схема функцию выполняет. Питание ОУ выдает нормальное ±14, чистенькое.

    Рисунок 7


    Рисунок 8


    ·         заменил постоянные резисторы R44 и R40 на подстроечные многооборотные Barons 3296 номиналом как по схеме 3,4кОм. Ток покоя выходных транзисторов не регулировался.Обнаружил что в обоих каналах дохлые транзисторы VT4; VT6. Заменил их.Установил ток покоя 70 mA.

    ·         Пока возился с током покоя, проверял элементы выяснил что в разводке платы, для большей технологичности исполнения печатного монтажа, внесены не принципиальные изменения в схему управления термокомпенсацией. Резисторы R39 и R40 поменяны местами (см рисунок 9). Сорри за исполнение J



    ·         Снова отпаял выходные транзисторы подал синус 1kHz на вход УМ. В одном канале обнаружил ограничение по положительному плечу после 15Vвыходного сигнала без нагрузки. См рис 11 и 10. На рисунке 11 – выход левого канала УМ, на рис 10 – выход ОУ.Цена деления 10 вольт на клетку

    Рисунок 10



    Рисунок 11


    Долго возился с определением неисправности. Поиск неисправности с включенной ОС дело непростое J На рисунке 11 картинка такая, как будто срабатывает одна из защит или рабочая точка транзистора, который должен работать в режиме А, сильно сместилась вверх. На рисунке 10 видно, как операционник всеми силами пытается исправить искажение формы сигнала. Данный результат и есть причинажесткого звучания (искажений) в одном канале, т.е. и есть одна из причин повлекших вскрытие. J При решении данной проблемы мне оч помогли консультации Никалая Васильевича и материалы статьиМетодика ремонта усилителей. В указанном источнике рис4 указано как расчленять усилитель на элементы (покаскадно), что существенно помогает отловить неисправность. Не важно что схема не от Брига. Все достаточно прозрачно и совместимо J. Короче, выловил, что проблема была в перепутанной полярности диода VD8 (элемент защиты) он и отсекал напругу в положительном плече. Кроме того могу посоветовать пользоватьсяисточником mrb1133 Бытовая радиоприёмная и звукозаписывающая аппаратура 1989-600RM.djvu см. архив

    Страница 105 приведены схемы и описание работы усилителя Барк-001. Схемы оч похожи, если не привязываться к обозначениям элементов, то можно из описания для себя уяснить, что для чего и какработает, основные блоки и их режимы. Мне помогло. J

    ·         Далее выполнил изменения которые приведены в статье NIVAGA

    o   Восстановил конденсаторы вольтодобавки C17, C18 согласно номинала

    o   увеличил R67-R70 с 33 до 100 Ом

    o   транзисторы драйверного каскада VT8, V10 посадил на промышленные радиаторы, укрепил и восстановил отклеившийся печатный монтаж, видно драйверный каскад попахали прилично. Родные радиаторы утрачены безвозвратно.

    o   увеличил R31, R37, R34, R38 с 750 Ом до 1,8к.

    o   уменьшил C15, C16 с 330 до 220пФ, С19, С20 с 100 до 47пФ

    o   увеличил R33, R36 с 4,3 до 6,8к.

    o   Электролитические конденсаторы С9 и С10 не изменял. Они уже были заменены на 20 mkFнеполярные и зашунтированы пленкой.

    o   увеличилрезисторы R11, R12 с 1,3к до 10к для снижения влияния выходного сопротивления регулятора громкости R41/42 на полосу пропускания фильтров R11C5 и R12C7

    o   увеличил ёмкость С1, С2 до 0,1мкФ, что повышает устойчивость на высокой частоте на низкоомной нагрузке;

    o    увеличил сопротивление R23, R24, R25, R26 до 2кОм, что снижает тепловую нагрузку на все элементы печатной платы и сохраняет их параметры в пределах нормы.

    o    увеличил сопротивление R48, R50 до 33 Ом, что оптимизирует режим работы VT4, VT6 и, соответственно всего каскада.

    o   конденсаторы С6 и С8 уже были удалены из схемы предвдущим специалистом.

    o   экранированный кабель от регулятора громкости к УМ в замене не нуждался.

    ·         Удалил какой то левый резистор 2Ком который зачем-то (осмелюсь предположить что эторезультат борьбы с возбудом) был установлен со 2-й ноги ОУ на землю навесным монтажем.

    ·         Проверил схему внимательно, при включении без нагрузкипошел возбуд. Предположил что зазвенела микросхема.

    ·         Восстановил корректирующую цепь C12 R20 согласно номиналов по схеме, (22 pF, 1.3kOm)

    ·         Удалил висячий резистор R22 (остатки компенсирующей цепи 574УД1А).Нужно заметить, что при установке импортного ОУ важно удалить не просто конденсатор С12, а потрудиться и выпаять и резисторR22для стабильности работы ОУ. Для OPA604AP – компенсация на 5-й ноге не нужна.

    ·         Ну вот и первый результат!  На выходе 0, усилитель не верещит. Переходим к испытаниям с входным сигналом.

    Подчеркиваю, оконечники пока не подцеплял.

    Подал синус 1 кHzна вход УМ – на выходе нормальный синус  размахом 30 Vв каждую сторону. Без нагрузки.

    Далее – убрал праедохранительные резисторы которые ставил вместо предохранителей. Поставил предохранители

    Подал прямоугольник на вход УМ. Генератора приличного не было – воспользовался встроенным от осциллографа. Там уровень сигнала 1V. Результат может быть не совсем корректным в плане если начать мерить скорость нарастания усилителя, т.к. при таком уровне входного сигнала УМ может входить в насыщение при КУ этого блока 41. Моя задача была посмотреть в принципе как работает с прямоугольниками, и оценить устойчивость. Посмотреть переходную характеристику. А мерять более глубоко у меня нечем. J

     

    Получились следующие картинки:

    Рисунок 12


    Рисунок 13


    Рисунок 13 это выход УМ без нагрузки. По напряжению 1 клетка = 5 вольт и по времени одна клетка = 10 мкс.

    Рисунок 12 это тоже самое, просто в другом временном масштабе, одна клентка по времени – 0,2ms.

    Скорость нарастания получается если мерять по рисунку 13 на участке до загиба 7 Vна мкс. Я понимаю что это в общем то показания ни о чем J просто говорит что усилитель работает J

    Рисунок 14



    Рисунок 14 это эпюра внутри ООС на 2-й ноге ОУ там и фронт поменьше завален и характерную болтаночку на полочке видно. (0,2V на большую клетку и по времени 10микросекунд на большую клетку)

    Короче, результат – удовлетворительный J


    Коваленко Дмитрий 


    Категория: Статьи участников | Добавил: 35ac-018 (01.04.2013) | Автор: Коваленко Дмитрий
    Просмотров: 11568 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Сайт управляется системой uCoz