Доработка фильтров колонок 35АС-018 с родными динамиками. Часть IV.
Часть IV.
Последний вариант фильтра, предложенный в части III, вызвал заметный интерес среди любителей музыки, умеющих держать в руках паяльник. Но почему-то больше всего им заинтересовались юные радиолюбители, не знающие как и чем померить индуктивность катушек индуктивности, ёмкость конденсаторов, сопротивление резисторов и вообще с трудом читающие электрические схемы (по их собственным признаниям). Ну прямо «детский сад» какой-то. Чтобы уйти от технологических дискуссий о том, как что сделать, как соединить и как померить, я разработал специальный «детсадовский» вариант фильтра, который можно реализовать из деталей исходного фильтра, ничего не дорабатывая, не докупая и не меряя. Для оценки предлагаемой структуры фильтра этого варианта вполне достаточно. После определённого этапа прослушивания и накопления статистики достоинств и недостатков можно постепенно переходить к решению по рис.6в части III или более оптимальному по собственному усмотрению (если понадобится).
В этой схеме для получения индуктивности почти вдвое большей, чем исходная, но достаточной для развязки с СЧ звеном фильтра, использовано последовательное соединение имеющихся штатных индуктивностей L1+L2=1,2+1,0=2,2мГн. При этом сами катушки остаются на своих местах, а подсоединить L2 к L1 можно в любом направлении – как удобнее. Делитель R1/R2 изменён в сторону увеличения потока энергии в ВЧ динамик. Практика показала, что такой делитель более оптимален, а совсем отказываться от него нельзя – ВЧ шум заметно возрастает. Структура фильтра не изменилась. Перепаять фильтр – полдела. Надо найти оптимальное решение для собственных ушей в конкретных условиях прослушивания. Как это делается? Примерно так: Берём отвёртку, разбираем колонки, берём паяльник, перепаиваем фильтры в обоих колонках, собираем, подключаем к аппаратуре, ставим любимую музыку без улучшайзеров, тихо балдеем одну, две, три , пять, десять композиций. Постепенно в голове формируется образ разногласий между желаемым и действительным. Эти разногласия распределяются по трём корзинам: НЧ, СЧ, ВЧ.
Анализируем полученную информацию:
Если выперают басы, то надо увеличивать ёмкость батареи конденсаторов С2…С5 на 10; 20; 30мкФ в зависимости от уровня выпячивания низов, или увеличить индуктивность L1+L2, чем мы и занималисьв части III..
Если выпирает середина, то надо увеличивать ёмкость конденсатора С1 на 0,5; 1,0; 1,5; 2,0мкФ в зависимости от уровня назойливости средних частот.
Если звенит в ушах от высоких частот, то надо сматывать с катушки L3 постепенно 4; 8; 12; 16 витков в зависимости от уровня дискомфорта.
Чтобы не мучиться со сборкой-разборкой колонок, рекомендую вывести наружу через фазоинвертор провода параллельно батарее С2…С5 и параллельно С1. Катушку L3 придётся выносить целиком на удлинительных проводах. Когда поиск оптимального решения закончится, все эти хвосты надо будет убрать.
Итак смотрим на схему на рис.7, сравниваем с исходной, чешем затылок.Вопросы задаём в форуме.
Сей трактат создан 11.06.10 г. Автор: Николай Васильевич.
По поводу S90 мною написана отдельная статейка "Альтернативные мысли...". Рекомендую поближе ознакомиться с ней. Схема, предложенная в ней, не противоречит рис.7, но учитывает наличие переключателей по СЧ и ВЧ. Технология там расписана. Если решитесь, то поделитесь впечатлениями.
Классный фильтр... Попробую поставить в S 90 там деталек для этого хватит!=) ну и подгоним.=) А то обидно, что сейчас S 90 звучат хуже китайских картонных колонок.(еще корпус переделываю)
Если уши устают, то, как написано в статье, надо увеличить ёмкость конденсатора параллельно СЧ-динамику на 1-2-3 мкФ. Если это не поможет, и очень хочется, то конечно можно поменять СЧ-динамик. Потом всё равно придётся настраивать комфортность звучания по рекомендациям в статье. Решайте сами. Готовых решений у меня нет.
Скажите пожалуйста Николай Васильевич,если я поставлю вместо СЧ динамика данной АС визатоновский SC 13/8,а высокочастотный оставлю какой есть то нужно ли и если нужно то какие элементы схемы фильтра изменятся?Собрал вашу схему и был доволен четким разделением каналов и эффектом стерео,даже если и одна колонка играет то чувствуется нехватка инструментов,что должны звучать во второй,при обычной схеме такого не ощущалось:)А поменять динамик СЧ потребовалось изза звучания данного советского приборостроения-некоторые инструменты играют картонно и уши быстро устают слушать такую музыку...
А зачем Вам АЧХ? Что с ней делать будете? Допустим, я гарантирую линейную АЧХ в диапазоне 40Гц - 20кГц с неравномернастью 15дБ. В эти условия влезают все варианты коррекции АЧХ, описанные в статье. Дальше то что? Для получения комфортного звучания Вы будете крутить тембровку в усилителе или эквалайзере, включать-выключать тонкомпенсацию, то-есть искажать АЧХ под свои уши. Правильно? Правильно. Правда есть индивиды, насилующие свой слух линейной АЧХ, называя это стремлением к истине. Мне их жаль, потому что человеческий слух - не измерительный микрофон, а сложная нелинейная система, причём у каждого своя, и вариантов её ублажения множество.
Хочу сказать Вам спасибо!!! за эти статьи. Переделал свои Амфитоны по схеме с рис.6, но возникли некоторые сложности с действительными деталями в моих колонках. Паспорта на них нет, а в схемах с инета указано, что в колонках имеются резисторы на 2 Ома и емкостей на 30 мкф 4 шт. У меня 3 резистора по 3.9 Ома, один на 8.2 и один 30 Ом, конденцаторы: 2 по 30 мкф, 2 по 20, 1 на 10. Вместо резистора R1(2 Ома) на вашей схеме впихнул 3.9 и емкости поставил все что были ( общая на низа 110 ). Катушки перемотал, не поленился, но мотал на глаз(приборов нет). С одной (0.43) убрал 16 витков, а на другую(1.2) домотал 60 витков с освободившейся. Звук разительно изменился в лучшую сторону от заводских( разницу понял после подключения переделанной и заводской колонки на один канал усилителя по очереди). Еще раз СПАСИБО! Теперь менять на что-либо другое не собираюсь.