Этапы большого пути. Заключение.Ну вот и закончились приятные дни работы с легендой 70-х. Все что задумывалв общем то сделал, настало время подводить итоги. Собрав все мужество в кулак,мне нужно признать, что я допустил стратегическую ошибку в самом начале проекта. При выборе усилителя для покупки нужно было выбирать конечно вариант наиболее близкий к оригиналу и в максимально хорошем состоянии (конструктивно) и плясать уже от этой печки. Не стоит переводить Бриг-001 1976-1986 годов выпуска на современную элементную базу (я имею ввиду активные элементы), тем более считаю недопустимым и может неэтичным, по отношению к разработчикам, конструкторам и др. специалистам, которые делали это устройство, доводили его, запускали в серию, грубо вмешиваться в схему, конструктив, меняя по сути само устройство, а вместе с ним убивая дух того времени, ярким представителем которого Бриг является. Я имею ввиду такие «модернизации» как установку интегральных усилителей типа TDA в корпус или каких-либо сторонних решений из многочисленных конструкторов, которые сейчас без труда можно купить и собрать. Исключение целых блоков из тракта усилителя, я имею ввиду практикуемое укорочение пути сигнала путем удаления согласующего усилителя, селекторов входов, режимов, выходов. При таких глубоких изменениях утрачивается оригинальность самого устройства. «Бриг» перестает быть «Бригом», это становится каким-то клоном, очередной версией усилителя, ну например «Бриг» - 010, или просто пусть качественно выполненной и звучащей но поделкой в корпусе от «Брига». На рынке разработки и продажи програмного обеспечения такие вещи называются нарушение лицензионной чистоты, нарушение лицензионного соглашения, ну по сути воровство, преследуются законом J. Просто в 70-е годы разработчики и конструкторы трудились и результаты их труда, идеи, успехи не были защищены никакими авторскими правами в большинстве случаев. Нужно понимать, что «Бриг-001» это брэнд. Нужно честно себе сказать зачем я делаю, допустим, интегральный усилитель именно в этом корпусе именно с этим именем и логотипом? В те годы понятий брэнд или хит продаж то небыло. Не было технологий выпекания брэндов путем вколачивания их имен в гловы людей всеми средствами массмедиа. Телевизор и радио были заняты линией партии J. И если что-то становилось брэндом, то это было реальное признание, достигнутое именно своими незаурядными потребительскими качествами. Т.е. было по принципу сначала рынок – потом появлялось имя за которое проголосовали тысячи кошельков, бешенный спрос, дефицит.Но никак не наоборот, как сейчас, сначала «имябрэнд» вдолбить в миллионы бошек, а потом – продажи J. Лучший показатель брэндовости в то время - его нельзя купить.Его можно достать!J. Самый конечно крутяк, ну это почти «Оскар» того времени, когда полюбившийся брэнд продавали через валютники «Березка» J Еще признак супербрэндовости – выпуск устройства в экспортном варианте J. «Бриг» обладает всеми этими регалиями J Нужно честно признать, что замена оригинальных активных элементов усилителя современными импортными аналогами не дает существенного технического улучшения звука и характеристик усилителя в целом. Оценка качества звука (звучания) того или иного дивайса, звуковоспроизводящего комплекса в целом, или отдельных элементов звуковоспроизводящего комплекса складывается из 3-х частей: Технической, субъективной, и психологической. · Техническая часть предполагает набор электрических, аккустических и других фзических величин влияющих, согласно теории, на качество воспроизведения и законов, описывающих воспроизведение звука. Тут и различные коэффициенты (КНИ, КГИ …), скорость нарастания, схемные решения, спектральный состав, технические решения (типа жесткость подвеса динамиков, глубина демпфирования и т.д) Иными словами если живой звук разложить и расчленить бездушными формулами и законами, которым он якобы подчиняется, и поверить сухой методолгогией проведения измерений.J · Субъективная часть это набор мнений, стереотипов, моды на звучание, соответствующее времени, если можно так выразиться. Зависит только от субъекта (слухача, аудиофила) оценивающего звук, от его вкуса, пристрастий, особенностей его слухового аппарата и его сугубо индивидуальных особенностей восприятия звуковой картины. · Психологическая часть предполагает изрядную долю самовнушения и принятия ожидаемого за действительное, может быть там где его и нет J. Ну например, твердая вера во влияние скин-эффекта в звуковых проводах на частоте 200 кГц на звучание, которое различимо на слухJ. Отсюда маниакальное желание делать разводку безкислородной медью, моножильным проводом без сочленений, пайку выполнять серебром, все контакты золотом и т.д. Вера в то, что настоящий звук не может родиться в проводах ценой дешевле чем 130 евро за метр (ну и в такм ценовом ключе можно долго продолжать, перечислять цены, брэнды, стойко сформировавшиесяпонятия без которых настоящий звук просто не возможен). Что нельзя даже думать о себе как опрофессионале в области Hi-Fiи HiEnd звукотехники если не работешь с аппаратами от 30 000 евро. Конечно, трудно соласиться с тем, что замена например выходных транзисторов на дорогие импортные аналогис превосходными параметрами не принесла заметных улучшений. Ну или замена конденсаторов именно на конкретный редкий тип, который не сразу и найдешь, ряд номиналов которого не бьется с номиналами схемы, ждать поставки которых надо месяц и более.Деньги и усилия потрачены немалые, ну не может же быть без улучшений. Ведь слушаешь, сравниваешь, перепаивашь туда обратно, бесконечно до изнеможения, заслушиваешь один и тотже тестовый кусок музыки, ну явно ведь лучше стало на слух. Ну не может быть иначе J. В психологическую часть наверное можно включить и болезнь перфекционизмом, это когда постоянно отравляет жизнь какой нить червячок в мозгу типа вот надо бы поменять что то, передалать что-то, заменить что-то и станет значительно лучше J, А когда поменяешь – то конечно же стало лучше чем было J А иначе то как? Перевод элементной базы усилителя (активных элементов) на современные импортные аналоги не принес желаемого эффекта улучшения звучания. Технические параметры качества звучания остались почти без изменения.Эффект улучшения звучания от замены транзисторов и ОУ носит более субъективный и психологический характер. Он не сравним с изменениями в звучании, которые появились при изменении режимов активных элементов по постоянному току и частотных характеристик усилительного тракта согласно материалам статии Николая Васильевича. В моем случае,с учетом всех модернизаций сделанных мною и предыдущим специалистом, получился уже какой-то Бриг-003 наверное. Не нужно менять транзисторы. Оно того не стоит. Выхлоп почти ноль. А гемору – море. Оставьте «Бриг» – «Бригом». Для тех кому интересно, я попытаюсь объяснить почему именно с «Бригом» – перевод элементной базы на импортные аналоги не дает ощутимого результата. Сорри, может немного занудно J. Для этого нужно окунуться в атмосферу коллектива разработчиков того времени. В те годы я сам был разработчиком, после института, полным амбиций, нереализованных планов, и неуемного желания сделать все лучше, родить какой нить схемотехнический шедевр, и безжалостно критиковавшим решения старших товарищей уже поплававших в советскомаудиопромеJ Если честно, мне не понятно, как в то время могло родиться такое достаточно технологичное устройство, можно сказать, прорыв в отечественном унчестроении, как Бриг, сочетающее в себе отличные технические и звуковые характиеристики. Вероятно люди которые его делали были по настоящему фанаты своего дела, причем во многом бескорыстные, и профессионалы высочайшего уровня, и что очень редко бывает не один или два, а целый коллектив единомышленников,ориентированных на конечный результат. Не догнать и перегнать, не сдать объект к очередной партийной годовщине, а сделать именно то, за что потом не стыдно будет. Я не буду детально описывать все те проблемы с которыми приходилось тогда сталкиваться разработчикам продукции которая должна идти в серию, попытаюсь вспомнть только основное J(не надо тут говорить про безжалостное дранье схем с западных аналогов. Ниже будет понятно почему) Когда делаешь какое-то решение для серии (а бытовая техника это крупносерийное производство, конвеер) то нужно разрабатвыать схему, которая будет обладать изрядным запасом устойчивости, собираемостью и повторяемостью, не требует точной и индивидуальной доводки после сборки каждого экземпляра. Которая при использовании деталей из разных партий, от разных заводов производящих электрорадиоэлементы, дает выход рабочих изделий с конвеера с отбраковкой не более 5%. Напомню, что в то время рзброс параметров электрорадиоэлементов в 20% считался нормой, ну если говорить про параметры транзисторов оконечного каскада (КТ808) то он мог достигать и 300%. Это и называется промышленный образец для серийного производства. Некоторые детали быта разработчиков. Конечно, к моменту когда приступаешь к разработке какого-либо устройства либо самостоятельно, либо в составе команды, уже конечно есть определенные решения, передовой опыт в голове, уже обчитался патентов и куски схем всяких кводов уже помнишь наизусть J. Есть непреодолимое желание сделать наконец-то как надо, а не как получится, исключить ошибки минусы предыдущих вариантов, сделать устройство с выдающими парамтерами. Схема рассчитывается рожается в круглосуточном режиме.Это наверное самое лучшее время в разработке. Все получается, ТЗ кажется плевым, рождающееся решение превосходит ТЗ по многим параметрам JСхема – красивая, все логично, ничего лишнего. Заложены возможности дальнейшего развития идеи, ну на будущее, как водится. Ну вот настает время утверждения схемы и переход к макетированию. Ну тут начальник смотрит схему и обычно типово так говорит, - Ты чё сделал?!!! - Это кто делать будет?!!! - Ты о чем думал?!!! - Кто тебе даст эти комплектующие?!!! - Это сколько будет стоить?!!! - Иди переделывай из того что есть у нас в сейфе. Сроку 3 дня. Иначе весь отдел без премии оставишь. Бабах!!!! С неба на землю.И тут начинаешь думать категориями производства J Для начала нужно ублажить матответственную Наташу, чтобы допустила к тем комплектующим, которыедлясвоих, а не те, которые уже списаны пересписаны или из разряда неликвидов (что такое неликвиды далее по тексту объясню). Ладно, изменил схему, наступил на горло своей песне, смакетировал, работает. Начинаешь, готовить к опытному производству. Собираешь схему электрическую принципиальную (в смысле рисуешь начисто) из обожженных паяльником обрывков и зарисовок на клочках милиметровки и просто бумаги. И тут выясняется, что содержимое нашего сейфа очень отличается от фондов на комплектующие, которые имеет наше опытное производство (ну или завод который будет делать серию). Напомню, что фонды (квоты) на комплектующие получаются централизованно в министерстве, раз в год,а реализовываются личными связями через икру, водку, кедровые орехи и т.д. непосредственно на самих радиозаводах. Фонды очень часто составляются не по принципу «чтонадо», а по принципу «что есть или что осталось». (это относится к производству бытовой аппаратуры особенно) Поэтому остается 2 пути. Опять кроить схему под фонды которые имеем в этом году, или ехать самому по заводам и договариваться. Я попробовал оба варианта. Очень тяжело конечно с командировками и выбиванием материалов даже по существующим фондам.Приезжаешь на какой нить минский радиозавод или в зеленоград или во фрязино (напоминаю что радиозаводы были номерными, т.е. военными и просто так не пройдешь). Никто тебя естественно не ждет J. Гостиница – проблема, билеты – проблема, такси – проблема, сотовых нет, дубль гиса нет, гугла нетJ. Сбытовики - такие зажиревшие властелины вселенной, тебя не очень то приветствуют, даже если у тебя есть фонды - они просто отвечают «ну и чё что фонды у тебя? У всех фонды. А деталей нет! Вишь вон очередь - это все с фондами». Или начинают втюхивать неликвиды. В эпоху планового хозяйствания, как-то так получалось, что нужные детали были ограничены, а вот старые, или узкого применения – хоть чем ешь. Ну и впаривали типа на каждую коробку 818ГМ 819ГМ - ящик дросселей каких-нибудь, или МП40 или П4БЭ (ну разработчики знаюто что это такое J). Вот это и называется неликвиды J. Тут начинаешь знакомиться с толковыми дядьками из очереди, бухать в гостинице, постепенно по мере опустошенияспиртных запасов, как то проясняется. Получаешь какие-то надежды, зацепки, завязываешь связи знакомства, где-то че-то добываешь. Потом, когда пройдет опытная партия и утвердят в серию твое детище, по твоим коньячно икорным стежкам пойдут настоящие снабженцы, а так они обычно говорят типа -«ну напридумывал сам вот и доставай сам, я не поеду, у меня работы не в проворот, мне серию обеспечивать надо, а товое не известно будет еще или небудет. Делай из того что мы выбили и не выеживайся. J» Ну привозишь домой чемодан комплектухи, (не забываем про прицеп с неликвидами J) отсылаешь посылками, где-то крупногабаритным грузом по ЖД.Совершенноне факт, что бесценный дефицит тебе достанется. L Может так случится, что скажут типа -«классно, просто молодец, но знаешь твои транзисторы мы отдали другому разработчику. :-) Подожди немного». Или «ну тыже умный, ну придумай чтонбудь :-)» Ну вот, дожили до опытного образца. Начинается бодание с конструкторами, технологами и дизайнерами, если таковые есть. По вопросам электромагнитной совместимости, теплового рассчета, элементов конструкции, влияющих на электрические и звуковые параметры устройства. Т.е. на этапе облачения бестелесного макета в констукцию могло выясниться что нет станков или технологии обеспечивающих нужный класс точности, что применение серебросодержащих припоев (которые ты типа профессионально заложил в технологию) запрещено в нашей отрасли ГОСТ-ом 1905 года. Т.е. живешь у конструкторов и в цеху, контролируешь процесс трассировки и компоновки печатных плат. Начинаешь дружить с намотчицами J И нервно ждешь приговора экономистов J Он обычно одинаков. - Нихрена себе! - Это какая же цена будет? - Кто это будет покупать?. - Вы там че себе думаете.? - Народу не нужен Hi-Fi, понижайте класс. Со всеми вытекающими последствиями (переделать, упростить, изменить, сделать доступным массовому потребителю) Дизайн! Наши советские технические дизайнеры того времени это отдельная песня.Серая молтковая эмаль, черные клювики, двуручные тумблеры, зеленые и темносиние глазки на лампах накаливния и т.д. Ну не было в то время у нас такого направления как технический дизайн, а понятие техническая эстэтика было буржуазным пережитком J. Понятия алмазная грань, шелкография, композиция передней панели, колористическоерешение или еще там чего из этой же дизайнерской песни вообще не существовало. Попытки эстетствовать на ниве пром дизайна звучали также дико, как скажем, в то время употреблять понятие кутюрье по отношению к нашей легкой промышленности. Дизайн в основном заключался в соблюдениии каких то требований эргономики которые регламентировались также мохнатыми ГОСТ-ами Хрущевской эпохи. Ну тут я опущу большой кусок процесса рождения нового суперустройства J (климатические вибро и др испытания). Ура!!! Наша разработка пошла в серию. Очень отрезвляет, когда и через месяц ее снимают с конвеера или из-за несобираемости или из за большого процента отбраковки, ну не заводятся блоки сразу после сборки. Обычно думаешь:«ну че там не сделать то? Фигня какая то». Идешь в цех, сдаишься на разные конвеерные линии, сам смотришь как идет сборка, настройка, попутно выясняешь, что устройство то уже начало жить своей жизнью, уже внесены какие-то измененияв конструкцию, в тех процессы,о кторых ты не знаешь. Ну давайте представим, идет конвеер, 15-30 сек (это сборка) устройство стоит перд тобой, ты должен запаять какой нить провод из жгута или прикрутить плату илиодеть какую нить ручку, закрутить винтик и мазнуть красочкой. Если в твоей операции что-тоне пошло, ну допустим немного деталька не в допуске, или нет нужной дырочки в корпусе, илирезьба не нарезалась, то все устройство снимается с линии и бросается на пол рядом с рабочим местом, где не прошла операция. На сборке работают обычно молодежь ПТУ-шники. «Стариков» (это кому уже лет 25-30) мало. Т.е. квалификация – понятна и отношение тоже J На наладке – аналогично. Никто не будет отбирать транзисторы по парам, никто не будет возиться с тонкой настройкой каждого экземпляра. «Забудьте индукцию и дедукцию – давайте продукцию.» (конец цитаты). Там все тоже все должно быть просто и понятно для рабочих с низкой квалификацией (это в общем то суть любого конвеера, задуманная его изобретателем. Исключить труд суперпрофессионалов и разложить все на элементарные операции, которые смогут выполнять любые люди при минимальном обучении) Настройка обычно заключается в измерении какого-либо парамтера в контрольной точке, и вгонке стрелки в зеленый сектор, ну или на осцлографе тоже измеряемый параметр вгоняется одной или двумя регулировками в нужный шаблон наклеенный на экран. Не получается – на пол с конвеера. Потом, для «оставшихся в живых»- термопрогон. Это длииииная конвеерная лента под потолком которая идет по всему цеху причудливо изгибаясь, наней едут включенные устройства уже после наладки с каким-то типовым нагрузочным режимом. Ну допустим, они должны там проехать 2 часа и не сдохнуть. J Для чего я тут взялсяностальгировать по советскому производству на грани с брюзжанием? J А для того чтобы плавно подвести к мысли почему не стоит передлывать «Бриг»-001 JЯ думаю что «Бриг»,как устройство пошедшее в серию, наверняка прошел все эти этапы, и его схемное решение является незурядным, потому что позволяет реализовать крупную серию. Т.е. не смотря на все разбросы параметров, мыслимые и немыслимые замены, которые низбежны при плановом социалистическом методе хояйствования, устройство собираемо, повторяемо и имеет отличные эксплуатационные параметры, почти как устройства мелкой серии или ручной сборки. Схема обладает огромным запасом устойчивости, и является законченным и самодостаточным решением. Устройство имеет свое звучание, качество которого по техническим и субъективным параметрам не потеряло актуальности за 30 лет. Усилитель хорошо вписывается в различные конфигурации звуковых комплексов. Только за это можно респект огромный отдать разработчикам, и именно по этому нет смысла переводить его на современную импортную элементную базу. Я так думаю, хочется эксклюзива хайфая и хайенда ну тогда нужно идти своим путем. Можно заказать спецам устройство штучного производства, можно самому собирать, благо есть все, но не надо портить то что хорошо сделано. В сфере моей теперешней деятельности есть такая присказка – «не трожь руками рабочий агрегат» J работает присказка - железно. Ложка дегтяСхема УМ «Брига» не оптимальна с точки зрения современного унчестроения.На современной элементной базе можно сделать граздо проще красивее, исключить некоторые каскады, сделать выход например на дарлингтонах или на полевиках, изменить схему согласования ОУ с драйверным каскадом, или вообще исключить ОУ из схемы и т.д. Для меня, например, весьма спорен вопрос применения микросхем ОУ в качестве дифусилителя.Современная элементная база позволяет применять такие решения, и тогда наверное параметры современных импортных транзисторов будут использованы в полной мере. А так просто меняем элементы ради красивыхх названий. Схема, как есть, оптимальна для тех условий и тех комплектующих под которые она рассчитывалась и которые в ней применены. Да, есть там решения которые весьма спорные в кругах профессионалов. Но эти решения сделаны не по незнанию, а исходя из определенных требований предъявляемх к устройству и с ними вполне можно мириться. А спорить можно до бесконечности, правоту свою доказать достаточно проблематично, а устройство – тем не менее показывает очень приличные результаты и живо уже почти 40 лет. Отзыв о статье или мое скромное мнение.
·
Изменения предложенные в статье Николая
Васильевича имеют конструктивный характер,
·
не вносят каких либо кардинальных изменений в
конструкцию и схемное решение усилителя, которые изменяли бы саму суть
устройства, не приводят к смене версии усилителя (изготовлению другой схемы или
гибрида брига в старом корпусе). Иными словами сохраняют оригинальность
устройства. (при условии что рекомендуемые изменения применяются к
оригинальному усилителю)
·
полностью соответствуют описываемому и
ожидаемому от них эффекту.
·
Существено улучшают режимы по постоянному току,
смягчают и улучшают звучание технически и субъективно.
·
Считаю что они технически обоснованы.
·
Цель изменений предложенных в статье –
исправление некоторых конструктивных и схемотехнических ошибок, вернее
неточностей или не совсем корректных решений примененных в серийном варианте,
приведение звучания усилителя в соответствие с современным подходом (модой на
звук), и современным источникам звука.
·
Изменения имеют хорошо повторяемый результат и
ярко выраженный положительный эффект в работе практически всех каскадов.
·
Автор имеет хорошую теоретическую подготовку и
практические знания, понимание процессов усилителя и того что делает.
·
Респект J Коваленко Дмитрий |